Ангарский Мост. Строительство 1934-36 годы.

Именной альбом участника строительства Михайлова Николая Николаевича. С любезного разрешения его дочери Натальи Николаевны я публикую фотографии альбома (150 штук) всего процесса возведения это уникального сооружения (надписи под фотографиями уникальные, какими их сохранило время в альбоме), а также вырезки, хранившиеся в альбоме, и несколько фотографий моста (и его деталей) на сегодняшний день.

 

 

Первые листы

Участники строительства. Все те, кто получили точно такие же альбомы. (Вырезанные фотографии - люди, пострадавшие от репрессий)

Понтонный мост через Ангару 1881г.

Понтонный мост через Ангару 1893г.

 

.......................................................................

1932 год

В компрессорной станции. Апрель 1932 г.

Постройка речного кессона №0 июнь 1932

Опускание кессона №4 июнь 1932

Кессон №3 построенный на ряже за два дня до аварии 4.9.1932

Кессон №3 после аварии, за 7 км ниже моста 12.9.1932

 

.......................................................................

1933 год

Спуск стапеля кессона №1. Март 1933г.

Буксировка кессона №1 к месту установки. Март 1933 г.

Опускание кессона №1. Июнь 1933 г.

У бетонного завода правого берега. Июль 1933 г.

Плавучий кран для опускания на цепах кессона №3. 30 сентября 1933 г.

Рабочие наверху крана опускают кессон на цепях. Сентябрь 1933 г.

Сооружение каркаса кессона №2. Октябрь 1933 г.

 

.......................................................................

1934 год

Спуск со стапеля в воду кессона №2. Май 1934г.

Общий вид постройки на кануне передачи Мостотресту. Июнь 1934г.

Опускание кессона №2. Июнь 1934г.

Котлован опор правобережной эстакады. Июль 1934г.

У опоры №1. Разгрузка щебня из баржи. Август 1934г.

Опускание кессона №2. Август 1934г.

Общий вид постройки. Сентябрь 1934г.

Общий вид постройки. Сентябрь 1934г.

Общий вид постройки после передачи Мостотресту. 8 сентября 1934г.

Спуск ряжа №1 в воду. Ноябрь 1934г.

Спуск большого ряжа №1 в воду. Ноябрь 1934г.

Ряж №1 установлен на место. 23 ноября 1934г.

Водолаз спускается под воду для осмотра… Ноябрь 1934г.

 

.......................................................................

1935 год

Январь:

У лесорамы на лесозаводе январь 1935г.

Заготовка элементов подмостей на строй-дворе. Январь 1935г.

Подача леса на сомотаске в корпус лесозавода Январь 1935г.

Февраль:

Постройка крана для сборки элементов подмостей береговых арочных пролетов. Февраль 1935г.

Март:

Сооружение подмостей в пролете №1 Март 1935г.

Постройка мачты на опоре для монтажа дощатых кружал. Март 1935г.

Сооружение подмостей в пролете №1 Март 1935г.

Сооружение дощатых кружал на плазу. Маар 1935г.

Апрель:

На ряже №1 после забивки свай. Апрель 1935г.

Заготовка элементов подмостей на строй-дворе. Апрель 1935г.

Кружала устанавливаются в вертикальное положение. Апрель 1935г.

Кружала подготовлены для установки связей Апрель 1935г.

Общй вид постройки. Апрель 1935г.

Разгрузка бадей с бетоном в конечном пункте кабель-крана. Апрель 1935г.

Май:

Бригада рабочих у монтируемой ими камнедробилки. Май 1935г.

Установка арматуры в железобетонном наконечнике для дощатых кружал. Май 1935г.

Бурение скважин в речной опоре для производства инъектирования кладки, выполн. «ВИОСом». Май 35г.

Июнь:

Общий вид постройки. 16.6.1935г.

Июль:

Общий вид постройки. 24.7.1935г.

На камнедробильном заводе правого берега. Июль 1935г.

Установка железобетонного наконечника дощатых кружал на место. Июль 35г.

Установка железобетонного наконечника дощатых кружал на место. Июль 35г.

Общий вид постройки. 20.7.35г.

Досчатые кружала привезены в пролет на барже. Июль 1935г.

Подготовка к монтажу дощатых кружал в пролете. Июль 1935г.

Монтаж дощатых кружал в пролете. Июль 1935г.

Монтаж дощатых кружал в пролете. Июль 1935г.

Общий вид постройки. Июль 24.7.35г.

Общий вид постройки. Июль 31.7.35г.

Укладка арматуры в арке. Июль 1935г.

Опирание дощатых кружал на временную опору. Июль 1935г.

Август:

В силовой станции. Август 1935г.

У бетонного завода правого берега. Август 1935г.

На камнедробильном заводе левого берега. Август 1935г.

В силовой станции. Август 1935г.

Такелажные устройства для монтажа дощатых кружал в пролете. Август 35г.

Обрешетка под опалубку арочного пролета. Август 1935г.

Такелажные устройства для монтажа дощатых кружал в пролете. Август 35г.

Общий вид постройки. 20.8.35г.

Общий вид постройки. 22.8.35г.

Устройство опалубки тротуарных блоков. Август 35г.

Устройство опалубки в арочных пролетах. Август 1935г.

Надстройка на дощатых кружалах под опалубку арок. Август 1935г.

Выгрузка бетона из вагонетки в бункер, установленный над местом укладки бетона. Август 35г.

Укладка арматуры в арках. Август 1935г.

Выгрузка бетона из бадьи в бункер, установленный вверху кабель-крана. Август 1935г.

Наружная поверхность арки… …борки опалубки и насечки бучардо…

Сентябрь:

Общий вид постройки. 20.9.35г.

Шуровка бетона в арке. Сентябрь 1935г.

Транспортировка бетона от бетонного завода к месту укладки в арочных пролетах. Сент. 1935г.

Насечка поверхности бетона перед укладкой нового слоя бетона. Сентябрь 35г.

Октябрь:

Выемка песка из песочницы при раскружаливании подмостей арочных пролетов. Октябрь 1935г.

Выемка песка из песочницы на ряже при раскружаливании дощатых кружал. Окт. 35г.

Работы гусеничного трактора при выемки земли в котлованах правобережн. эстакады. Октябрь 35г.

Ноябрь:

…ист пробил баржу и дощатые кружала … …оказались в воде. Ноябрь 35г.

Демонтаж дощатых кружал. Ноябрь 1935г.

Декабрь:

Пролет №4 после уборки кружал. Декабрь 1935г.

Пролет №2 после демонтажа дощатых кружал. Декабрь 1935г.

Уборка ферм Гау в пролете №4. Декабрь 1935г.

 

.......................................................................

1936 год

Январь:

Общий вид постройки. Январь 1936г.

Февраль:

Бурение скважин на лев. Берегу. Февраль 1936г.

Март:

Разработка инертных материалов в карьере на р. Иркуте. 15.03. 1936г.

Погрузка гравия в автомашину в карьере на р. Иркуте. Март 1936г.

Транспортировка гравия в карьере к месту погрузки. Март 1936г.

Установка ферм Гау в пролете №4. Март 1936г.

Апрель:

Подача арматуры к месту укладки механизированным способом. Апрель 1936г.

Вытаскивание свай из ряжа. Апрель 1936г.

Устройство островка под кессон на о…. товарной станции. Апрель 36г.

Установка рам для опалубки пролетн. строений правобережн. эстакады. Апрель 36г.

Начало работ на съезде к товарной станции. Апрель 1936г.

Май:

Водонапорные приспособления при опускании колод …езде к товарной станции. Май 36г.

Устройство опалубки пролетных строений правобережной эстакады. Май 36г.

Укладка арматуры в балках пролетной ст… правобережной эстакады Май 36г.

Подтаскивание шлюзового аппарата к месту установки. Май 1936г.

Работы по удалению грунта в колодце с водоотливом на съезде с товарной станции. Май 36г.

Укладка арматуры в балках прол. строений правобер. этакады. Май 36г.

В карьере «Лисиха» Земля выгружается из вагонетки в бункер. Май 1936г.

В карьере на «Лисихе». Грунт разрабатывается для отсыпки проходов на правом берегу. Май 36г.

Бункер для загрузки земли в автомашины на «Лисихе». Май 1936г.

Июнь:

Дощатые кружала подаются по эстакаде для загрузки на баржу. Июнь 36г.

Укладка арматуры плиты в пролетном строении правобережной эстакады. Июнь 36г.

………… етон..овке прол. строений правобережной эстакады. Июнь 1936г.

Июль:

Вытаскивание временных щитов из деформационных швов. Июль 1936г.

Перед началом армирования пролетных строений левобережной эстакады. Июль 1936г.

Отсыпка земли из жел. дор. вагонов на левобережн. съезде. Июль 1936г.

Отсыпка земли из жел. дор. вагонов на левобережн. съезде. Июль 1936г.

Приспособление к трактору устроенное для механизир. разравнивания грунта насыпи на левом берегу. Июль 36г.

Обмуровка котла, приспосабливаемого для пропитки шашки. Июль 1936г.

Август:

Заготовка арматуры на станке. Август 1936г.

Вытаскивание ряжа из воды после уборки кружал. Август 1936г.

Устройство бетонной подготовки под изоляцию проезжей части. Август 1936г.

Укладка полотна для изоляции проезжей части. Август 1936г.

Устройство защитного слоя по изоляции. Август 1936г.

Сентябрь:

Пропитка полотна битумом для изоляции проезжей части. Сентябрь 36г.

Котлы для подогрева битума. Пропитка полота. Сентябрь 1936г.

Разглаживание слоя полотна, уложенного для изоляции проезжей части. Сентябрь 36г.

Перекрытие деформационных швов плиты прол. строений. Сентябрь 36г.

Монтаж перил. Сентябрь 36г.

Монтаж перил. Сентябрь 36г.

Бадья с шашкой опускается в котел для пропитки смолой. Сент. 1936г.

Установка бордюрных камней. Сентябрь 1936г.

Октябрь:

Укатка насыпи катком. Октябрь 1936г.

Работы по монтажу металлич. пролетных строений на путепроводе. Октябрь 1936г.

Разгрузка с платформ металлических ферм 75-тонным краном. Октябрь 36г.

Работы по монтажу металлических пролетных строений на путепроводе. Октябрь 1936г.

Разгрузка с платформ металлических ферм 75-тонным краном. Октябрь 36г.

Работы по монтажу металлических пролетных строений на путепроводе. Октябрь 1936г.

Расс… кА элементов ферм для постановки связей. Октябрь 1936г.

Устройство укрепления откосов на лев. берегу. Октябрь 1936г.

Устройство одерновки откосов на правом берегу. Октябрь 36г.

Устройство подготовки под асфальт на тротуарах Октябрь 36г.

Мощение мостовой шашкой Октябрь 1936г.

Ноябрь:

Установка фонарных мачт. Ноябрь 1936г.

Выклепывание стыков ферм пневматическими молотками. Ноябрь 1936г.

Вид с правого берега на арочную часть моста. Ноябрь 1936г.

Вид на проезд по мосту от места разветвления в город. 8 ноября 36г.

Вид сверху на речную часть моста. 8 ноября 1936г.

Декабрь:

Проезд на мосту в месте разветвления. Прямо – к вокзалу; направо – к товарной станции. Дек. 36г.

Вид с левого берега на речную часть моста. Декабрь 1936г.

Общий вид железобетонного моста. Декабрь 1936г.

 

.......................................................................

1937 год

Вид на речную часть моста в период рекостава. Январь 1937 г.

На Ангаре поднимается туман… Появилась шуга. Январь 1937 г.

Вид на речную часть моста в ночное время. Январь 1937 г.

 

.......................................................................

Вырезки из газет, хранящиеся в альбоме (общий вид и увеличенные копии, для возможности прочитать оригинальный текст).

 

.......................................................................

Фотографии:

Создатель Альбома

Владелец альбома.

.........................................................................

.........................................................................

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

 

Таких альбомов, как уже было сказано, товарищ Шуман сделал ровно столько, сколько людей на первой фотографии, плюс ещё несколько – для подарков тем, кто этой стройкой командовал. Первым из них был Народный комиссар Народного Комиссариата Путей Сообщений Каганович Лазарь Моисеевич. Его портрет занимает центральное место на общей фотографии альбома. Разумеется, без его санкции ни один альбом не был бы сделан и подарен, тем более, тот материал, из которого сделана обложка, теснение и переплет – всё это стоило немалых народных денег. Следовательно, каждая фотография отбиралась и выставлялась на определенном месте в альбоме. Вот так смотрится лист, когда рассматриваешь одну фотографию.

Со временем фотографические карточки стареют, дряхлеют, покрываются точками и всякой ерундой. Прежде чем показать их вам, пришлось их основательно почистить. И тут всплыла одна интересная деталь… точнее… Впрочем, смотрите сами.

Вот фото (не случайно я выбрал именно эту страницу, чтобы показать общий вид!), с виду ничего особенного.

Но когда начинаешь чистить, вдруг проявляется вот такой сюжет. Увеличение (благо, Лазарь Моисеевич не через лупу рассматривал фотографии) показало странную позу человека и его удивленный поворот головы.

Что он делает на берегу? Да всё, что угодно! Но если б это заметили после того, как альбомы были розданы, во время подписания или даже во время изготовления альбомов, товарищ Шуман был бы, скорее всего, казнен. Повезло создателю альбома! Он пять лет до войны, прошел четыре года войны, и потом ещё семь лет висел на волоске – и, хвала небесам, никто не рассмотрел этот кадр, а если и рассмотрел кто, то не донес! Вот такая нелепость, такой казус, такая неприметность могли запросто погубить человека! Не обошлось в альбоме без курьезов и везенья!

................................. ................. ............... ..........

Сегодня это уникальное сооружение выглядит…

................................................................................

С создателем альбома всё понятно и сказано, и написано о нем и им много. А что же Михайлов Николай Николаевич – хозяин альбома? Как сложилась его жизнь? О Николае Николаевиче лучше всего расскажет его правнук. Вот его сочинение примерно пятилетней давности:

Да уж, не простая судьба выпала на долю строителей моста! Спасибо им. И низкий поклон. Их рукотворное творение и до ныне действует. В этом году исполняется 75 лет Ангарскому мосту.

И, как обнаружилось, он увековечен в марках ещё с 1961 года. Правда, "быков" художник нарисовал, как минимум, четыре вместо трех, ну да ладно, простим ему эту неточность! В этом году Иркутску 350 лет, а Ангарскому "первенцу" - 75! Интересно, вспомнят ли официальные сыны города про сие событие. Поживем – увидим.

Спасибо за внимание!